Rambler's Top100
 "Музей на столе"         ( "Левша" 10, 1999 )


РЕАКТИВНАЯ СТРЕЛКА

Для конструкторов оружия мирное время сложнее военного. Ведь когда не идут военные действия, нет информации о том, что делает в своих секретных лабораториях противник, трудно понять, на совершенствование каких качеств техники нужно направить усилия, сложно оценить достигнутые результаты. Вот почему так ценен для инженера результат применения разработанного образца в реальном бою, особенно если результат положителен.
Один из ярких примеров победы в таком «слепом» соревновании — создание истребителя со стреловидным крылом МиГ-15. Закончилась Великая Отечественная война, первые реактивные самолеты штурмовали новые скоростные рубежи. Новые двигатели давали новые возможности, а новые возможности рождали новые идеи. Но редко освоение новой техники проходит гладко. Так было и на этот раз. Выяснилось, что на скоростях, близких к звуковым, прямое крыло, такое привычное на поршневых истребителях, начинает испытывать повышенное аэродинамическое сопротивление. У стреловидных крыльев оно, конечно же, меньше, но воздушный поток, обтекая такое крыло, склонен к срыву с его конца. Из-за этого стреловидное крыло имеет меньший коэффициент подъемной силы и критический угол атаки. Союз инженеров и исследователей позволил найти выход из этого положения — на крыше появились аэродинамические гребни, препятствующие срыву потока.
Почти одновременно в КБ Яковлева, Лавочкина и Микояна появились похожие самолеты — Як-30, Ла-15 и МиГ-15. Но лишь одному из них довелось проверить свои качества в бою. Новый микояновский самолет с двигателем Рд-45 с тягой 2270 кг мог развивать скорость 1050 км/ч в воздухе и 1031 км/ч — у земли. Самолет имел взлетный вес 4806 кг и набирал высоту 5000 м за 138 с. Интересна была схема вооружения — одна 37-миллиметровая и две 23-миллиметровые пушки устанавливались на едином лафете, опускаемом с помощью лебедки. Такой механизм позволял легко обслуживать и перезаряжать оружие, установленное в носовой части, занятой воздухозаборником. Через некоторое время на самолете установили более мощный двигатель ВК-1 с тягой 2700 кг. Под крыльями самолета могли подвешиваться топливные баки или две бомбы. В боях на стороне Северной Кореи новым истребителям в 1950 — 1953 годах пришлось столкнуться с самолетами недавних союзников: бомбардировщиками Б-29, истребителями «Тандержет», "Шутинг стар» и Ф-86 «Сейбр». Вооруженные лишь пулеметами, американские «сейбры» очень часто становились добычей наших летчиков. Со временем КБ Микояна создало немало реактивных истребителей, ставших известными всему миру — МиГ-17, МиГ-21, МиГ-25, МиГ-29, но первой в этом ряду была реактивная «стрелка» МиГ-15.

Для сборки модели истребителя вам потребуются ножницы (прямые и маникюрные), шило, картон, скрепки, проволока различной толщины (1—2 мм), белая нитка.

Если раньше вы уже собирали такие модели, то вам знакомы основные приемы работы с бумагой. Если вы делаете это в первый раз, то в предыдущих выпусках «Левши» вы сможете найти подробное описание этих приемов. Напомним лишь об основных обозначениях. Цифра в кружочке со стрелкой, касающаяся детали, — номер детали. Если таких деталей несколько, то это может быть показано широкой стрелкой, идущей от кружка в их направлении. Цифры на лепестках, на детали, рядом с линиями детали или на конце линии-выноски обозначают номер приклеиваемой детали. Черная стрелка, идущая от линии или лежащая на ней, обозначает линию сгиба. Если фон кружочка залит желтым цветом, то следует наклеить эту деталь на картон. Если вам встретится знак «круг со стрелкой и штрихом», сверните деталь в кольцо вокруг оси, параллельной штриху. Так же поступите, если попадется знак «два круга со штрихом», только деталь сверните на спице. Знак «ножницы» обозначает линию разреза или вырезаемый контур. Детали, приведенные на страницах 3 и 4, с помощью копирки переведите на плотную бумагу. «Линия над прямоугольником» означает то же, что и «кружочек, залитый желтым фоном» — наклеить деталь на картон. Знак «кружочек, залитый зеленым фоном» на цветных выкройках позволяет различить симметричные детали, имеющие один номер, кружочек без фона — деталь правой стороны, залитый зеленым фоном — левой стороны.

Сборка модели ведется последовательно, поэтому перед ее началом внимательно изучите порядок сборки и картинки инструкции. Склейте из деталей 1. 2, 3, 4, 5 и 6 набор правого и левого крыла. Приклейте обшивки крыла 7 к набору крыла, начиная от задней кромки набора по его нижней поверхности, затем, совместив заднюю кромку верхней части обшивки с уже приклеенной нижней частью, по задней кромке к поверхностям деталей 3, 4, 5 и 6. Обшивку нужно выставить не только по задней кромке набора, но и по контуру стыковки обшивки крыла с фюзеляжем на наборе. Склейте вместе обшивку 8 и шпангоуты 9 и 10. В собранной секции аккуратно проделайте проемы для крыльев и приклейте крылья, ориентируясь по раскраске самолета. Приклейте шпангоут 10 к обшивке фюзеляжа 11. Приклейте собранную часть секции 4 к секции 3. Приклейте лепестки обшивки крыла 7 к внутренней поверхности обшивки фюзеляжа 11. Приклейте шпангоут 12 к обшивке фюзеляжа 11. В том же порядке соберите секцию 2 из шпангоутов 9 и 14 и обшивки фюзеляжа 13. Приклейте в обшивке фюзеляжа 13 обтекатель пушки 15. В нарушение общепринятого порядка сборки желательно сначала закрепить обшивки секций на шпангоутах и только затем делать в них отверстия под крылья. Аналогично придется поступить при установке вооружения и вертикального оперения.

СБОРКА НОСОВОЙ ЧАСТИ. Склейте между собой шпангоут 14 и обшивку фюзеляжа 16. Соберите из деталей 17, 18, 19 и 20 воздухозаборник и вставьте его в носовую часть. Вклейте в носовую часть фотокинопулемет 21. Приклейте собранную носовую часть к средней части.

СБОРКА ХВОСТОВОЙ ЧАСТИ. Склейте между собой шпангоут 12 и обшивку фюзеляжа 22. Соберите горизонтальное оперение, склеив кромки деталей 23. Для придания горизонтальному оперению необходимой формы, вложите спички внутрь деталей 23, вдоль линии максимальной толщины профиля горизонтального оперения. Приклейте собранное горизонтальное оперение к обшивке вертикального оперения 24. Вставьте внутрь обшивки вертикального оперения деталь 25, смазав ее боковые поверхности клеем вдоль линии максимальной толщины профиля вертикального набора. Приклейте собранное вместе вертикальное и горизонтальное оперение к обшивке фюзеляжа 22. Вклейте внутрь собранной секции собранное из деталей 26 и 27 сопло турбины. Обратите внимание на то, что лицевые стороны деталей 26 и 27 обращены во время сборки внутрь турбины. Приклейте собранную секцию к уже собранным частям фюзеляжа.

СБОРКА ФОНАРЯ. Склейте из деталей 28, 29, 30 и 31 фонарь и приклейте его к фюзеляжу.

УСТАНОВКА ВООРУЖЕНИЯ. Соберите из деталей 32, 33 и 34 37-мм пушку и вклейте ее в обтекатель 15. Из деталей 35 и 36 соберите 23-мм пушку и вклейте ее в секцию 2, а пушку из деталей 36 и 37 — в секцию 1. При склейке 37-мм пушки учтите, что обтекатель 15 обхватывает деталь 32 с углом большим, чем 180 градусов. Для 37-мм пушки используется проволока большего диаметра, чем для 23-мм.

СБОРКА ШАССИ. Приклейте створки шасси 38 к детали 16. Проделайте отверстие в центре обозначенного на детали 38 кружка. Соберите из деталей 39, 40, 41 и 42 вилку носовой стойки шасси. Соберите из деталей 43, 44 и 45 носовое колесо. Приклейте колесо к вилке и установите носовую стойку с помощью штырька в проделанное отверстие. Соберите из деталей 46, 47 и 48 колеса основного шасси. Соберите из деталей 49, 50 и 51 правую и левую стойку шасси и наденьте на них собранные колеса.

Деталь 49 имеет сложную пространственную форму и поэтому показана двумя проекциями для одного крыла. Правая и левая детали 49 являются зеркальным ее отражением. Приклейте деталь 52 к стойке 50, а детали 53 и 54 — к обшивке крыла 7. Сделайте посередине детали 50 углубление для детали 55 со стороны фюзеляжа. Установите собранные стойки на крыльях, а детали 55 с надетыми на них деталями 56 закрепите в обшивке крыла 7. Если захотите сделать модель с убранным шасси — отрежьте внешние половинки створок 38 и приклейте их на место детали 38; не разрезая детали 52, 53 и 54, приклейте их на место ниши (лепестки у деталей 53 и 54 надо отрезать).

Приклейте стойку антенны 57 к фюзеляжу. Натяните нитку-антенну между килем и стойкой антенны 57. На крылья приклейте аэродинамические гребни 58 и 59. Завершается сборка установкой в отверстие в кромке правого крыла штанги ПВД 60 (уровень ее установки в крыле показан на схеме). Если необходимо, выровняйте зеленым фломастером рисунок камуфляжа самолета.

Е. НАЙДИН


Источник: "Левша" 10, 1999, 2-4 с.
SCAN: AAW, OCR:Master_RU
Web-design: VladS          2001-2013

 

Hosted by uCoz