Rambler's Top100
  "Музей на столе"         ( "Левша" 8, 1999 )

ВНЕДОРОЖНИК ИЗ ГОРЬКОГО

История автомобиля ГАЗ-66 восходит к дням Великой Отечественной войны. До Победы было еще далеко, а на чертежных досках конструкторов прорисовывались контуры автомобилей мирных лет. Из заводских ворот Горьковского автозавода еще выкатывались бронеавтомобили БА-64 и упрощенные требованиями военного времени ГАЗ-ММ, а опытное производство уже собирало первые образцы автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Созданный на базе узлов и агрегатов народнохозяйственного автомобиля ГАЗ-51, он выпускался с 1948 года, и лишь в 1964 году на смену ему пришел более современный ГАЗ-66.
У обеих машин по две ведущие оси (колесная формула 4х4, так называют это специалисты), на задних односкатные колеса, шины с увеличенными грунтозацепами и увеличенным дорожным просветом. В ГАЗ-66, кроме того, применили систему централизованного регулирования воздуха в шинах и самоблокирующийся дифференциал. Все это позволяло машинам уверенно чувствовать себя на бездорожье. Имея одинаковую колею, передние и задние колеса шли «след в след», не теряя мощности на прокладывание более широкой «двухскатной» колеи.
Если одна из осей начинала буксовать в грязи, выручала вторая, она ведь тоже ведущая. Большой дорожный просвет позволял автомобилю двигаться, не цепляясь рамой и мостами за препятствия на дороге. Ну а если автомобиль увязал «по самые мосты», то выручала лебедка, она ставилась на модификации ГАЗ-63А, ГАЗ-66-02 и ГАЗ-66-05.
На этом сходство вездеходов кончается. У «молодого» ГАЗ-66 был установлен 115-сильный V-образный восьмицилиндровый двигатель, тогда как у его предшественника была рядная «шестерка» мощностью всего 70 л.с. Поэтому перевозил ГАЗ-66 2 тонны груза со скоростью 95 км/ч, тогда как «шестьдесят третий» — только полторы и со скоростью 65 км/ч. Были у «шестьдесят шестого» и гидроусилитель руля, и предпусковой подогреватель двигателя.

Предлагаем пополнить свой автомузей моделью автомобиля Газ-66, выполненной
в традиционном масштабе 1:32.

Внимательно познакомьтесь с технологией сборки и оцените свои силы. Модель довольно сложна, требует аккуратности и терпения. Если потребуется — не пренебрегайте помощью взрослых.

Из материалов вам потребуются картон, стальная и медная проволока, нитки, клей. Если вы уже собирали модели, то знаете, что клей лучше взять ПВА: после высыхания он становится прозрачным, и попавшие на поверхность модели капли не так видны. Заготовьте краски для некоторых незакрашенных мест. Из инструментов вам понадобятся ножницы (простые и маникюрные), шило, острый нож, лезвие или скальпель для вырезания деталей, наклеенных на картон, пинцет, линейка, циркуль. Возможно, также потребуется паяльник и все необходимое для пайки, чтобы изготовить каркас тента.

Сборку модели начните с подготовки деталей. Деталь вырезайте с припуском от листа. Чтобы не потерять ее при дальнейшей сборке, сразу проставьте на обратной стороне номер. Если необходимо, шилом наметьте линии сгиба. Если деталь нужно свернуть в трубку, то протяните через угол стола или две линейки всей поверхностью. Если указано в обозначении, приклейте деталь на картон или проткните в ней отверстия. Лишь выполнив эти операции, деталь точно обрезают по контуру. После этого линии сгиба детали и лепестков нужно разгладить. Обозначения сопряженных деталей могут затеряться в обрезках, поэтому пометьте их для себя на тыльной стороне детали. Не спешите собирать модель. Чем тщательней вы вырежете детали и совместите стыки деталей при склеивании, тем лучше она будет смотреться.

Напомним об основных обозначениях. Цифра в кружочке со стрелкой, касающаяся детали, — номер детали. Если таких деталей несколько, то это может быть показано широкой стрелкой, идущей от кружка в их направлении. Если фон кружочка залит желтым цветом, то следует наклеить эту деталь на картон. Черная стрелка, идущая от линии или лежащая на линии, обозначает линию сгиба. Цифры на лепестках, на детали, рядом с линиями детали или на конце линии-выноски обозначают номер приклеиваемой детали. Знак «ножницы» обозначает линию разреза или вырезаемый контур. Если вам встретится знак «круг со стрелкой и штрихом», сверните деталь в кольцо вокруг оси, параллельной штриху. Так же поступите, если попадется знак «два круга со штрихом», только деталь сверните на спице.

СБОРКА РАМЫ. Склейте три поперечины рамы 1 и заднюю поперечину 2. Перед склеиванием детали 2 проткните в ней отверстия для буксирного крюка. Вырежьте лонжероны 3, 4 и, не скрепляя их между собой, вклейте в проемы поперечины 1. К собранной раме приклейте бампер держатели баков 7 и 8, детали 9. Приклейте кронштейны 10 и 11 к лонжеронам 3 и 4. Склейте пластины рессор 12, 13, 14, 15 и 16 между собой. Выгнув склеенные рессоры по форме нижних частей лонжеронов 3 и 4, намажьте их боковые поверхности клеем и установите на лонжероны. Намазав внутренние стороны кронштейнов 10 и 11 клеем, приклейте их к внешним сторонам рессор, как показано на рисунке.

СБОРКА МОСТОВ. Соберите колеса (см. рис.). Для получения правильной формы колес нужно как можно тщательней отнестись к их сборке. Особой аккуратности требует деталь 17. Поставив одну иглу циркуля в обозначенный центр развертки детали, иголкой второй ножки наметьте линии сгиба лепестков и среднюю дугу сгиба. Порядок сборки колес таков. Склейте сначала детали 19. Вклейте в узел детали 17, а затем детали 18. Место установки детали 21 в деталь 18 обозначено цветной полосой.

Сборку переднего и заднеего мостов легко понять из рисунка. Основные отличия заключаются в том, что корпус дифференциала 24 переднего моста смещен влево (если смотреть по ходу машины) от центра, на торцы балки 28 заднего моста наклеены детали 29, а на торцы переднего — детали 30.

СБОРКА КАБИНЫ. Из деталей 31, 32 и 33 склейте пол кабины. Обратите внимание на то, что ниши колес 32 и 33 лицевыми сторонами смотрят вверх. Соедините детали 34, 35. 36 и 37 между собой и приклейте их к ранее собранному полу кабины. Внимательно рассмотрите развертки деталей 34 и 35, определите, как образуются округления кабины. Не торопясь, сформируйте их. Склейте детали 38, 39, 40 и приклейте к уже собранной части кабины. Все, что было сказано выше о деталях 34 и 35, касается и детали 38. Склейте из деталей 41 и 42 крышу кабины и присоедините ее к детали 40. Завершается сборка кабины установкой фар 43 и подфарников 44.

СБОРКА КУЗОВА. Перед началом сборки решите, какой из вариантов кузова вы хотите собрать: закрытый тентом, закрытый тентом и открывающимся пологом, открытый и открытый с дугами тента. Определите по рисунку, какие детали и материалы вам потребуются.

Познакомьтесь с полной сборкой кузова. Склейте деталь 45 и колесные ниши кузова 46 между собой. Присоедините к узлу деталь 47, предварительно покрашенную в цвет кузова. Установите внутри лавки 48 и брусья 49. В лавках заранее проделайте отверстия для установки проволочных дуг 50. Соберите из них и поперечин 51 каркас тента. Места пересечения обязательно соедините припоем или залейте каплями клея. При сборке каркаса тента установите дуги 50 в кузове, а поперечины 51 прикрепите к дугам 50 нитками. Проверив правильность установки каркаса, начните крепить поперечины 51 к дугам припоем или клеем, снимая с узла крепежную нитку. Дождитесь полного высыханий капли. Крюки замка борта 52, согнутые из проволоки, приклейте на кузов 45 в местах, обозначенных на бортах риской. Установите склеенный тент 53 на кузов 45. Уровень установки показан на его лицевой стороне чертой, идущей вдоль нижнего контура. В тенте можно сделать прорези по знаку "ножницы".

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА. Приклейте собранные мосты к пластинам рессор 12, вставьте балки мостов в прямоугольные пазы лонжеронов 3 и 4. Мосты установите так, чтобы крышки 27 смотрели наружу автомобиля. Соберите инструментальный ящик 54 и приклейте его к раме. Приклейте к раме склеенный из деталей 55, 56, 57, 58 держатель запасного колеса. Уложите в проем держателя запасное колесо. Установите в держателе баков 7 и 8 баки, собранные из деталей 59 и 60. (Баки устанавливаются горловинами вперед по ходу машины.) Приклейте к раме собранные кабину и кузов. Приклейте стеклоочистители 61 к детали 38, а брызговики 62 - к деталям 45, 32 и 33. Сделайте из проволоки буксирные крюки 63, 64 и установите их в раме, залив клеем концы деталей. Не забудьте по мере сборки модели подкрашивать незакрашенные места, пока доступ к ним не ограничен другими деталями.

Е. НАЙДИН


ЦВЕТНЫЕ ДОРАБОТАННЫЕ ВЫКРОЙКИ
от Mendeleev ( масштаб 1:32 )

Скачать Скачать Скачать Скачать

Варианты кабин:
Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать


Источник: "Левша" 8, 1999, 1-3 с.
OCR: MasterRU
Web-design: VladS          2001-2011

 

Hosted by uCoz