Rambler's Top100
 "Музей на столе"         ( "Левша" 10, 1997 )


ГРУЗОВИК ЗАВОДА AVIA

У пражского завода «Авиа» не совсем обычная биография. Предприятие возникло в 1919 году и поначалу строило только самолеты, что, кстати, полностью соответствовало его названию. Оригинальные истребители собственной конструкции, лицензионные «фоккеры» и «мессершмитты», а затем работяги «ильюшины» — это далеко не полный перечень его продукции.

Но в 1960 году «Авиа» неожиданно ставит на конвейер грузовики марки «Прага»: в то время автомобили оказались нужнее, чем самолеты. И вот сегодня о былой специализации «Ааиа» говорит лишь фирменная эмблема с изображением парящей чайки.

На первом этапе «Авиа» купила лицензию на производство легких грузовиков у французской фирмы «Савьем», а в начале семидесятых годов с конвейера пражского завода сошли автомобили нового поколения грузоподъемностью 1500 и 3000 кг, получившие обозначения А15 и А30. Вскоре к ним добавились двухтонные фургоны А20, а всего с учетом различных модификаций кузовов число выпускаемых моделей «Авиа» достигло трех десятков при общем «тираже» 12 000 машин в год.

Все модификации семейства А15 — А30 похожи друг на друга и имеют унифицированные комфортабельные кабины. Каждая из моделей машины выпускается в трех вариантах: короткобазовом, длиннобазовом и нормальном (в обозначении каждого из них соответственно добавляются литеры R, L и N). Различаются и двигатели — на А15 устанавливают дизели мощностью 72 л.с., а на А30 — 80 л.с.

До конца семидесятых автомобили «Авиа» поставлялись только на внутренний рынок Чехословакии, но затем их стали экспортировать в другие страны. Перед Олимпийскими играми 1980 года в Москве машины начали поступать и в Советский Союз. После всесторонних испытаний автомобиля был заключен долгосрочный договор, и уже с начала восьмидесятых годов грузовики «Авиа» появились на дорогах нашей страны. На радость водителям и механикам, единодушно оценившим высокую надежность и экономичность этих грузовиков.

Подобной машины еще не было в машем автомузее. Восполняя пробел,
предлагаем вам сегомня собрать модель «Авиа» А21 фургон масштабе 1:32.

Сначала разберитесь внимательно, какой детали сборки на сборочном чертеже соответствует ее развертка. Напомним: выклеивать модели будем методом поузловой сборки, знакомой уже многим моделистам по прошлым публикациям. Метод этот значительно упрощает работу, исключает накопление ошибок в линейных размерах и перекосы, уменьшает загрязнение всей сборки клеем.

Перечислим основные узлы. Это кабина, шасси, фургон и колеса. В этой же последовательности приступим к сборке.

Нелишне будет напомнить, что линии, заканчивающиеся стрелкой, означают линии перегиба. Это значит, что по этим линиям следует деталь изогнуть. Угол изгиба не всегда бывает равен 90 градусам. Кружки, квадраты и прямоугольники, перечеркнутые красным крестом, тоже следует вырезать изнутри. Маленькие цифры, отмеченные рядом, на самой детали или ее клапанах, означают, что данную деталь следует склеить с указанной деталью.

Клапаны нужно смазать тонким слоем слегка разведенного водой клея и быстро наложить на сопрягаемую деталь. Выступающие капли клея нужно тотчас же удалить сухой тряпкой или ватным тампоном. Во время работы старайтесь держать руки не только сухими, но и чистыми. Опытные моделисты моют их с мылом через каждые 15...20 минут работы или после склейки 5 — 6 деталей. В любом случае необходимо помнить, что бумагу нельзя сильно растягивать. От клея и от влажных рук линейные размеры особенно узких и длинных деталей увеличиваются, и это сказывается в итоге на качестве сборки.

Из материалов вам понадобится деревянная дощечка из сосны или ели, слегка разведанный водой бустилат или ПВА (они меньше коробят бумагу), а из инструмента только прямые и маникюрные ножницы, безопасная бритва.

Начнем с кабины. Согласно сборочному рисунку вырежьте все составляющие ее детали. Обращаем ваше внимание на то, что детали, помеченные помимо цифры еще и буквой «А», считаются вспомогательными — их следует предварительно соединить с основной деталью. Подобное соединение увеличивает прочность стенок конструкции. Боковинам, капоту, переднему стеклу и задней стенке придайте слегка изогнутый вид. Аккуратно подгоните каждую деталь по месту ее расположения. А теперь быстро смажьте клапаны деталей клеем и соедините развертки между собой. Пока клей не схватился, тщательно проверьте результаты работы и, если возникнет такая необходимость, исправьте замеченные перекосы.

И в этой, и во всех последующих операциях советуем чаще себя контролировать. Мелкие огрехи сборки будут лучше видны, если склеиваемый узел с разных сторон рассматривать на вытянутой руке. Не пренебрегайте этим полезным советом.

Постарайтесь выполнить наши рекомендации также при сборке шасси и фургона. Для большей прочности рама изнутри усилена тремя дополнительными поперечными ребрами. Три поперечных листа укрепляют изнутри и фургон. Коробчатая конструкция обеих узлов станет еще более прочной, как только они будут соединены в единую конструкцию. И в этом случае, смазав сопрягаемые поверхности клеем и их соединив, убедитесь, что нет перекосов.

Осями машины служат две деревянные палочки. Выстругайте их из приготовленной заранее дощечки. В сечении оси должны иметь круглую форму диаметром не более 2.5 мм. Оси плотно посадите на клею в отверстия коробчатых узлов шасси, заранее приклеенных под кабиной и рамой фургона,

Не менее ответственная работа — сборка передних и сдвоенных задних колес. По количеству деталей можно судить о сложности их изготовления. И здесь еще раз напоминаем о контроле — небрежно выполненная склейка приведет к перекосу, отчего не только сами колеса, но и вся сборка кабины, рамы и фургона в итоге будет выглядеть небрежно. Теперь склейте колеса по приведенному рисунку и также на клею посадите на оси. Дополнительной раскраски модель не требует.

И. ЮРЬЕВА


Источник: "Левша" 10, 1997, 1-3 с.
SCAN: AAW , OCR: Master_RU
Web-design: VladS          2001-2012

 

Hosted by uCoz