Rambler's Top100
  "Музей на столе"         ( "Левша" 6, 1994 )

Российскому флоту - 300 лет!

Родился и закалился он в ходе Северной войны. В короткий срок под державным руководством Петра 1 Россия пробилась сразу к четырем морям.
Не последнюю роль в морских баталиях той поры сыграл «Ингерманланд».
С его моделью вы и познакомитесь в этом номере.

ФЛАГМАН ПЕТРОВСКОГО ФЛОТА

Российскому флоту — 300 лет! Родился и закалился он в ходе Северной войны. Создателем же его по праву считают Петра I. В короткий срок под его державным руководством Россия пробилась сразу к четырем морям. Событие это нашло отражение и в геральдике - двуглавый орел держит карты Черного, Азовского, Балтийского и Белого морей.

Не последнюю роль в морских баталиях той поры сыграл «Ингерманланд» — двухдечный 64-пушечный корабль. Хоть и носил он иноземное название, суть имел российскую. Ингерманландией назывались в средние века приневские земли, уже давно принадлежавшие России. Имя свое они получили в честь жены князя Ярослава Мудрого шведки Ингигерде. Вместе с ней в качестве приданого эти земли и вошли в состав Руси. Но при Иване Грозном были утеряны и вновь возвращены уже в северную войну.

«Ингерманланд» отличался удачной архитектурой и высокими мореходными качествами. По праву он стал флагманским кораблем русского флота на Балтике, Проект и чертежи его разрабатывал сам императора вложив все свои знания и опыт, которые приобрел при создании Потешной флотилии на Плещеевом озере, на практике в Голландии, при постройке первых линейных кораблей на Балтийском и Черном морях. «Ингерманланд» был одним из самых грозных боевых российских парусников того времени.

Строительство корабля вел мастер Р.Козенц. Согласно проекту он имел мощное артиллерийское вооружение. На нижнем деке стояли 24 тридцатифунтовых, на верхнем 24 шестнадцатифунтовых, на шканцах — 14 четырнадцатифунтовых, а на баке — 2 двухфунтовых орудия. И хотя многие крупные западные корабли несли на своем борту сто и более пушек, русский фрегат выходил победителем благодаря превосходным мореходным качествам и мощности своих орудий. Отметим, что в то время фунт равнялся 0,5 кг. Так что калибр самых мощных орудийных стволов достигал 155 мм, a длина — 2,7 м. Каждое орудие весило более 3 тонн и стреляло ядрами массой 15 кг. Неудивительно, что один орудийный расчет составлял 12 человек. В этот период русская артиллерия считалась лучшей в Европе.

«Ингерманланд» имел усовершенствованное парусное вооружение. На его фок- и грот-мачтах впервые для русского флота появились третьи паруса — брамсели.

Предлагаем моделистам пополнить свой музей копией знаменитого русского боевого парусника в масштабе 1:250. Для сравнения приведем истинные размеры корабля: длина — 52 м, ширина — 12 м.

Как и в прошлый раз (см. «Левшу» Na 1 за этот год), воспользуемся древесиной липы или тополя. Заготовьте брусок подходящего размера. Но прежде чем приступить к обработке, сделайте одиннадцать шаблонов. Выпилите их лобзиком из тонкой фанеры или вырежьте ножницами из плотного картона. Теперь, не торопясь и сверяясь с шаблонами, остругайте брусок острым ножом. Проследите, чтобы между шаблонами и корпусом щели были как можно тоньше. Затем маленькой стамеской и ножом выдолбите внутреннюю часть судна и трюм (толщина стенок не более 2—3 мм), а заодно прорежьте пушечные порты.

Главную палубу и палубные надстройки выполните из тонких липовых дощечек. Прорежьте в них люки (кроме решетчатых), отверстия под мачты. Тонкой иглой прочертите палубные доски. Чтобы облегчить работу, нижний пушечный дек сделайте с закрытыми портами. Готовые палубы вклейте водостойким клеем в корпус корабля, приклейте киль и руль. Подводную часть судна под нижним бархоутом покрасьте разведенной черной тушью, а затем всю поверхность корпуса покройте морилкой.

Теперь принимайтесь за детали палубы и других частей корабля: пушки, решетчатые люки, колокол, нагельные планки, шпиль, руслени, бархоуты, пушечные люки, ригели. Вслед за ними поставьте рангоут судна — мачты, бушприт, реи.

На этой стадии рекомендуем покрыть корпус и весь рангоут слоем бесцветного нитролака.

Такелаж (ванты, фордуны и штанги) изготовьте из пропитанных лаком и высушенных тонких черных ниток. Особенно тщательно отделайте якоря (по два с каждого борта), кормовые фонари и штандарты.

Точность нужна и при изготовлении парусов. Поскольку масштаб судна приближается к миниатюре, воспользуйтесь тонкой материей, например, шелком. А чтобы материал не осыпался, проклейте края бесцветным клеем.

В окончательном виде подводная часть корпуса имеет темно-коричневый или почти черный цвет, надводная часть и руслени — коричневый; бархоуты и перила — цвет свежего дерева. Носовая фигура, детали кормы, раковина — желтого или золотистого цвета. Внутреннюю часть пушечных портов окрасьте красной, а внешнюю — черной акварельной или гуашевой краской.

Д. ЧЕРНЯТИН


Источник: "Левша" 6, 1994, 1, 4-6 с.
OCR: MasterRU
Web-design: VladS          2001-2008

 

Hosted by uCoz