Rambler's Top100
  "Музей на столе"         ( "Левша" 1, 1994, 6-7 c. )    


МУЗЕЙ НА СТОЛЕ

ЗАДОЛГО ДО КОЛУМБА
Часть третья: римский военный корабль

К III веку до нашей эры пальму первенства на Средиземноморском бассейне перехватывают римляне. И не удивительно. Если судить по описаниям Птолемея, некоторые боевые корабли древних римлян достигали в длину 150 м. Столь внушительные размеры не позволяли им даже входить в гавань. А еще удивительнее было то, что в этот период появляются гигантские военные катамараны - два судна соединялись общей палубой, на которой устанавливали гигантские метательные машины.

Но период гигантомании быстро прошел - римляне быстро разобрались в низких мореходных качествах таких кораблей. И чтобы добиться решающего превосходства над Карфагеном, Рим за короткое время вводит в строй около 120 боевых судов, называемых пентерами и биремами с одним и двумя рядами весел. Размеры этих судов доходили до 80 метров в длину.

Часто неточно расшифровывается название пентера. Пента с латинского значит «пять». И некоторые считали, что это суда с пятью рядами весел. А это неверно. Ведь гребля на таких кораблях была бы невозможна из-за габаритов судна. Представьте, какой они должны быть высоты и какова длина самих весел! На самом деле картина выглядела так: на каждом весле верхнего и среднего рядов «сидело» по два гребца, а нижнего - один. Таким образом, по вертикали одной группой весел управляло пять человек. Вот откуда и название - пентера. В дальнейшем для увеличения скорости хода число гребцов на одно весло увеличивали до трех-четырех человек.

Надо отдать должное, римляне многое переняли от греков. Как и греческие корабли, римские напоминали рыб, хотя и были крупнее, шире, а борта выше. Характерной особенностью древнеримских судов была небольшая щитовая башня с площадкой для лучников, а также «ворон» - опускающаяся поворотная сходня с острым клювом на конце. Во время абордажного боя она упиралась в палубу вражеского судна, и по нему, как по мосту, устремлялся десант. «Вороны» на римских судах использовались лишь короткое время, наиболее широко в период первой Пунической войны. В дальнейшем на корабли стали набирать команды, обладавшие виртуозной цепкостью и прыгучестью.

На главной боевой палубе, находящейся в средней части судна, устанавливались несколько метательных машин. Перил здесь не было, что облегчало ведение абордажного боя. На носу кораблей появилась вторая наклонная мачта, а в кормовой части имелся тент от солнца для военачальников. Как и на греческих судах, на бортах крепились аутригеры, но в отличие от греков римляне возводят на них узкие балконы. Уровень палубы балкона находился чуть ниже главной палубы корабля.

Римляне ввели еще одно новшество - шлюпку. Она крепилась на специальных шлюп-балках и подвешивалась в кормовой части, не занимая места на палубе. Удивительно, но это новшество вскоре было забыто и возродилось вновь только в конце XIX века.

После падения Карфагена Рим не имел соперников на море разве только пиратов. Для борьбы с ними пришлось создать легкие быстроходные суда с одним рядом весел - либурны, которые с небольшими биремами постепенно и составили основу римского флота.

Надо отдать должное, что римские мореплаватели хорошо освоили воды не только Средиземного и Черного морей, но и рисковали плавать далеко за Гибралтар, на юг - вдоль берегов Африки и на север - вплоть до Британских островов.

Предлагаем моделистам построить прообраз римской биремы в масштабе 1:250.

Истинные размеры корабля: длина - 50 м; ширина - 10 м; высота до клотика мачты - 20 м. Учтите, чтобы получить модель в выбранном масштабе, ее размеры следует увеличить вдвое.

Как и в прошлый раз, воспользуемся древесиной липы или тополя. Заготовьте брусок подходящего размера. Но прежде чем приступать к его обработке, сделайте семь шаблонов. Выпилите их лобзиком из тонкой фанеры или вырежьте ножницами из картона. Теперь, не торопясь и сверяясь с шаблонами, остругайте брусок острым ножом. Проследите, чтобы между шаблонами и корпусом щели были как можно тоньше. Постарайтесь выполнить корпус вместе с выступающими кормовыми и носовыми частями.

Маленькой стамеской и ножом выдолбите внутреннюю часть - получится трюм. Сверху накройте его палубой - тонкой фанеркой. Чтобы корпус приобрел вид, похожий на настоящий, набранный из деревянных досок, с внешней стороны острым ножом или лезвием бритвы параллельно оси сделайте неглубокие насечки.

Мачту, рею, «ворон», перекладины фальшборта можно выполнить из тонких сосновых палочек. Гребные и рулевые весла - из тонкой жесткой стальной проволоки. Блоки - из медной проволоки, навитой вокруг швейной иголки в виде небольших колечек.

Паруса скроите из бумаги или тонкой ткани. Используйте в наборе любой водостойкий клей.

После сборки корпус покрасьте акварельной или гуашевой краской. Можно воспользоваться и масляной, она будет смотреться даже ярче. Только дайте ей просохнуть несколько суток.

Щиты на фальшборте выкройте из плотной бумаги, раскрасьте красками и покройте лаком. Бархоуты сначала красятся красной тушью, затем изгибаются и приклеиваются к корпусу.

Палубу и переходной мостик следует немного подтемнить обычным коричневым карандашом. Мачтам, чтобы они лучше выделялись, придайте более темный цвет, покрасив разбавленной водой морилкой. Законченную модель покройте еще прозрачным нитролаком в два слоя.

Д. ЧЕРНЯТИН
Рисунки С. ЗАВАЛОВА


Источник: "Левша" 1, 1994, 6-7 с.
OCR: Александр Кизилов
Web-design: VladS          2001-2007

 

Hosted by uCoz