Rambler's Top100
  "Музей на столе"         ( "Левша" 5-6, 1993, 2-4 c. )    


МУЗЕЙ НА СТОЛЕ

ЗАДОЛГО ДО КОЛУМБА
Часть вторая: греческий корабль

Древнегреческие корабелы ни в чем не уступали в искусстве древнеегипетским. Судя по описаниям Гомера, корабли эллинов участвовали в дальних плаваниях, экспедициях и военных походах. Вспомним хотя бы скитания Одиссея или Троянскую войну, путешествие аргонавтов с легендарным Язоном к берегам Колхиды за золотым руном .

Приглядитесь внимательно и сравните греческий корабль с египетским (см. "Левшу" № 3 за этот год). Обратите внимание на размеры: длина греческих кораблей не превышала 25 м при ширине 3,8 м и высоте от киля до клотика - 9,75 м. Все они имели характерный узкий вытянутый корпус Кормовая часть украшалась изображениями морских водорослей и мифологических чудовищ. Тут же крепилась лестница, которая находила применение в абордажном бою. В носовой части имелась надстройка для лучников. А для удобства передвижения от кормы к носу на банках устанавливался переходной мостик. Судно управлялось двумя рулевыми веслами. Фальшборт заканчивался решетчатыми перилами, на которые во время боя навешивались щиты, предохранявшие гребцов от стрел противника. Конструкция судна не имела внешнего киля, а весь набор перегородок крепился к внутреннему килю, который заканчивался волнорезом. При необходимости он выполнял роль тарана. А много позже, уже в наше время, кораблестроители поняли, что подобное сооружение снижало сопротивление воды, а значит, экономило энергию гребцов.

Вне сомнения, греки были прекрасными мореплавателями. Есть свидетельства, подтверждающие, что они выходили за Геракловы столбы в Атлантический океан. А некоторые исследователи полагают, что они добирались до Южной Америки, поддерживая торговые связи с цивилизациями инков и майя. Все это, заметим, задолго до плавания Колумба

Предлагаем построить прообраз первых кораблей в масштабе 1:150.

Как и в прошлый раз, воспользуемся древесиной липы или тополя. Заготовьте брусок подходящего размера. Но, прежде чем приступить к его обработке, сделайте семь шаблонов. Выпилите их лобзиком из тонкой фанеры или вырежьте ножницами из картона. Теперь не торопясь и постоянно сверяясь с шаблонами, остругайте брусок острым ножом. Проследите, чтобы между шаблонами и корпусом щели были как можно тоньше. Постарайтесь выполнить корпус вместе с выступающими кормовой и носовой частями.

Маленькой стамеской и ножом выдолбите внутреннюю часть в корпусе - получится трюм. Чтобы корпус приобрел вид, похожий на настоящий, набранный из деревянных досок, с внешней его стороны острым ножом или лезвием бритвы параллельно оси сделайте неглубокие насечки.

Мачту, рею, перекладины фальшборта, гребные и рулевые весла для упрощения можно выполнить из тонких деревянных палочек. Подходящий материал - древесина сосны.

Парус скроите из бумаги или тонкой ткани. Для работы используйте любой водостойкий клей. После сборки корпус покрасьте акварельной или гуашевой краской. Можно воспользоваться и масляной, она будет смотреться даже ярче. Только дайте ей просохнуть несколько суток.

Щиты на фальшборте выкройте из плотной бумаги, раскрасьте красками и покройте Лаком. Бархоуты сначала красятся красной тушью, затем изгибаются и приклеиваются к корпусу.

Палубу и переходный мостик следует немного подтемнить обыкновенным коричневым карандашом. Мачте, чтобы она лучше выделялась, придайте более темный цвет, покрасив разбавленной водой морилкой. Законченную модель покройте еще прозрачным нитролаком в два слоя.

Д. ЧЕРНЯТИН
Рисунки С. ЗАВАЛОВА


Источник: "Левша" 5-6, 1993, 2-4 с.
OCR: Александр Кизилов
Web-design: VladS          2001-2007

 

Hosted by uCoz