Rambler's Top100
  "Музей на столе"         ( "Левша" 3, 1993, 1-3 c. )    


МУЗЕЙ НА СТОЛЕ

От первой парусной лодки, плавающей по Нилу семь тысяч лет назад, до парусного военного корабля "Азов" петровских времен - вот какова флотилия, что разместилась на письменном столе Дмитрия Чернятина.
Воспользовавшись его опытом и советами, предлагаем и вам пополнить свой музей.


ЗАДОЛГО ДО КОЛУМБА

Папирусные плоты плавали по Нилу еще 7000 лет назад. Они-то и послужили той основой, что о временем трансформировалась в настоящие суда.

Наблюдательные корабелы, чтобы не перекатывалась волна, оснастили сначала плот бортами. Это был первый шаг к созданию лодки. Для улучшения мореходности переднюю и заднюю части подняли над уровнем воды и стянули веревками - так родились нос и корма. А вскоре для защиты от палящих лучей появляется на палубе и своеобразная каюта-хижина.

Папирусные суда в длину не превышали 25 - 30 метров, а ширина составляла ее треть. Для прочности борта стягивались деревянными брусками. Мачта устанавливалась на деревянной крестовине. С ролью якорей справлялись камни, привязанные к канатам. А полотняный парус украшал красный круг - символ Солнца.

Такие суда плавали не только по Нилу, но и выходили в Средиземное море. Существует версия, что древние египтяне первыми достигли берегов Южной Америки. Справедливость гипотезы в свое время проверял норвежский мореплаватель и ученый Тур Хейердал. По старинным образцам было построено судно из тростника. Первая попытка в 1969 году пересечь Атлантику, правда, потерпела неудачу. Но через год экспедиция завершилась успешно.

Предлагаем построить прообраз первых кораблей в масштабе 1:150.

Папирус нам вполне могла бы заменить солома. Но работать с ней довольно сложно. Поэтому воспользуемся древесиной таких пород, как липа или тополь. Перед началом работы лобзиком из фанеры (или ножницами из картона) аккуратно вырежьте шаблоны. Корпусом корабля послужит деревянный брусок. Остругайте его, примеряясь к шаблонам так, чтобы щели на просвет были как можно меньше. Постарайтесь выполнить его вместе с выступающими кормовой и носовой частями.

Затем маленькой стамеской и ножом выдолбите внутреннюю часть судна - трюм.

Чтобы деревянный корпус приобрел вид папируса, с внутренней и внешней стороны корпуса параллельно оси судна острым ножом или лезвием бритвы сделайте небольшие насечки. Канатные связки можно имитировать толстыми черными нитками.

Треногую мачту для упрощения сделайте из тонких деревянных палочек. Из спичек получатся неплохие рулевые весла и ограждения помоста. Навес хижины вырежьте из бумаги, а парус из ткани. Для сборки используйте любой водостойкий клей. По ее завершении покрасьте судно акварельной или гуашевой краской: подводную часть - в коричневый, навес хижины - в светло-желтый цвет. Остальной корпус в переходные тона - от темно-желтого до светло-коричневого цвета. А крестовину мачты, саму мачту, рею, помост для рулевых гребцов, весла, брусья поперечного крепления покройте сначала морилкой. Для якорей подберите маленькие камушки и привяжите на суровых нитках.

Если хотите, чтобы модель была водостойкой, покройте ее двумя слоями прозрачного нитролака.

Д. ЧЕРНЯТИН
Рисунки С. ЗАВАЛОВА


Источник: "Левша" 3, 1993, 1-3 с.
OCR: Александр Кизилов
Web-design: VladS          2001-2006

 

Hosted by uCoz