Rambler's Top100
  "Музей на столе"         ( "Левша" 12, 1992, 2-5 c. )    


ПЕРВАЯ В СВОЕМ КЛАССЕ

До начала Великой Отечественной войны у Красной Армии самоходной артиллерии не было. Но необходимость ее создания была осознана уже в первые дни боев. Государственный Комитет Обороны отдал распоряжение разработать новый тип вооружения в самые кратчайшие сроки. Надо сказать, тогда умели быстро работать. Первая самоходная установка СУ-12 была испытана уже 9 декабря 1942 года. Вскоре, получив армейское название СУ-76, она поступила на вооружение армии. Правда, на фронте обнаружился серьезный дефект конструкции. Из-за неудачно расположенных двигателей в машине возникали резонансные колебания, часто приводившие к поломкам трансмиссии.

В марте 1943 года производство СУ-76 временно приостановили. И ГКО определил жесткие сроки устранения недостатков. Машина была переработана под установку силового агрегата от легкого танка Т-70. Кроме того, более чем на тонну облегчена ее масса. В конце мая завод начал производство модернизированных САУ, получивших название СУ-76 М. В июле они уже сражались на Курской дуге.

Почти 60 процентов самоходной артиллерии в годы Великой Отечественной войны составляли машины этой марки. Они хорошо зарекомендовали себя в боях. Установленная на машинах дивизионная пушка ЗИС-3 с полукилометрового расстояния пробивала любую броню немецких средних танков, не выдерживали ее снарядов и борта знаменитых "тигров".

Предлагаем пополнить свой музей моделью СУ-76. Выполнена она в масштабе 1:43.

Детали корпуса вырезаются из тонкого картона. Острым ножом прорежьте отверстия под буксирные крюки (деталь 31), сигнал (деталь 47), смотровую щель на лобовом щите (деталь 3). Соберите корпус из деталей 1 - 4. Обратите внимание, левый бортовой лист башни должен выступать над бортом корпуса. Приклейте крылья (левое 5 и правое 6), закрепив их косынками 48. На правое крыло наклейте деталь 49а, а на соответствующие места корпуса детали 49б. На ось ведущих колес наклейте детали 57 так, чтобы ось и центры деталей совпадали. Остается закрепить на корпусе радиатор 7, укладку банника 8, ящики ЗИП 10 и деталь 9.

Орудие самоходки изображено на рисунке 11. Собирается оно так. На заготовку 11д, скрученную в трубочку диаметром 3,5 - 4 мм, намотайте промазанную клеем полоску 11е. Она и будет дульным тормозом. После высыхания клея прорежьте в ней отверстия, как показано на рисунке. На торец готового орудия приклейте элемент 11ж - дульный срез. Ствол вклеивается в сборку 11а, з, и, в. Казенная часть орудия состоит из деталей 11л, м, н, о, п, р, с, т. Ее сборка показана в правой части рисунка 11. Ствол и казенная часть приклеиваются снаружи и внутри к лобовому листу. Проследите, чтобы верхняя кромка детали 11 г выступала над краем корпуса 3. Сборка ведущих колес 52, опорных 51 и поддерживающих катков 53 понятна из рисунка. Полоску 546 скрутите в цилиндр и наклейте на деталь 54а. Внутреннюю часть гусеницы (56 б) согните вдоль и склейте - в сечении она должна походить на П-образный профиль. Удалите лишний материал между гребнями. Гусеницу лучше наклеить со сдвигом в 1 - 2 см, тогда ее легче будет соединить в кольцо. Наклейте катки на балансиры 55а, а балансиры - на корпус. Наденьте гусеницу на катки и склейте.

Сборка боевого отделения изображена на общем виде самоходной установки. Она состоит из деталей: 12 - 3 шт.; 13а,б; 14а,б; 15 а,б; 16а,б - по 1 шт.; 17 - 2 шт.; 50а,б - 60 шт. В боеукладках разместите 60 снарядов (деталь 50). Сиденья 12 и рамы 17 приклейте в соответствии с рисунком.

Глушитель собирается следующим образом. Скрутите в трубочки полоски 20, 21 (по 1 шт.) и 22 (2 шт.) и, когда клей высохнет, изогните согласно общему виду. Выхлопную трубу 21 закрепите на корпусе с помощью детали 23. Антенну соберите из трех частей. Тонкую проволоку длиной 93 мм обверните узкой полоской и закрепите на корпусе при помощи полоски пошире, изогнутой в форме буквы П.

Установите на корпусе выход глушителя 18, люк и перископ механика-водителя 25, люк 26, задний фонарь 28, подножку 29, крюк 30, буксирные крюки 31, крышку лючка для заводной рукоятки 32, крышку смотровой щели 33, лючки для стрельбы из личного оружия 34, крышки заправочных горловин бензобаков 35, крышку лючка 36 для доступа к стопору. Здесь же крепится пила 37, лопата 38, кувалда 39, заводная рукоятка 40, топор 41, домкрат 43, стопор пушки 44, ремни для крепления брезента 45, фара 46 и сигнал 47. На концы буксировочного троса (нитки длиной 83 мм) прикрепите серьги 58. Трос закрепите на лобовом щите пластинами 59.

Заключительная операция - покраска. Она может быть выполнена по традиционной для нашего музея технологии.

Машина окрашивается в цвет хаки. Фара, рупорный сигнал, резиновые бандажи опорных катков - черные. На торцах всех катков, в центре - красные пробки, задний фонарь - тоже красный, как и отверстия в дульном тормозе. Буксирный трос - черного цвета. Гусеницы - серые. На бортах рубки обычно белой краской указывался номер установки и другие условные обозначения.

Боевое отделение сверху открыто. В походном положении оно закрывалось брезентом серого цвета и закреплялось. В передней части продетым через крючки шнуром, а в задней - ременными пряжками. В боевом положении брезент хранился на левом борту рубки, притянутый к броне двумя ремешками.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Боевая масса 10 500 кг
Экипаж 4 человека
Длина 5040 мм
Высота 2100 мм
Ширина 2780 мм
Клиренс 300 мм
Максимальная скорость
по шоссе
по грунту

41 - 45 км/ч
до 25 км/ч
Запас хода (в км):
по шоссе
по грунту

270
190
Удельное давление на грунт 0,545 кгс/кв.см
Вооружение:
76-мм дивизионная пушка ЗИС-3
пулемет ДТ

1 шт
1 шт
боекомплент 60 снарядов
Броня:
лоб корпуса
борт

20-35 мм
15 мм

А.ШИШКОВ, студент
Рисунки С. ЗАВАЛОВА


Источник: "Левша" 12, 1992, 2-5 с.
OCR: Александр Кизилов
Web-design: VladS          2001-2007

 

Hosted by uCoz