Rambler's Top100
 "Музей на столе"         ( "ЮТ для умелых рук" 5, 1989, 5-6 c. )

Модельная лаборатория


ЛАДЬЯ ИЗ XII ВЕКА

В магазинах появился удивительный материал для лепки. Называется "Пластика" и выпускается рижской фирмой "Добеле". По внешнему виду и свойствам напоминает пластилин. Однако стоит его сильно нагреть, как он становится твердым и затем не меняет приданной формы. "Пластика" хорошо обрабатывается - пилится, режется, шлифуется наждачной бумагой, склеивается эпоксидным клеем, окрашивается. А еще поддается прокатке, давлению, штамповке, что позволяет получать интересные и оригинальные изделия *.
Почему бы не попробовать применить этот новый материал в моделировании? Изготовим-ка из него старинное судно. Скажем, новгородскую ладью XII века.

Одна упаковка "Пластики", металлическая линейка, лезвие бритвы, баночка коричневой эмалевой краски, эпоксидный клей, ножницы, картон, сосновые рейки, соломинки и цветные фломастеры - вот все, что нужно.

В свое время "ЮТ" для умелых рук" (№ 2 за 1980 г.) рассказывал о новгородской ладье. Тогда мы использовали тарные дощечки. Развертки большинства деталей, которые были приведены, можно использовать и в новой работе. Однако "Пластика" - материал настолько удобный, что позволяет обойтись лишь одной разверткой половины борта (см. нижнюю часть рисунка). Она наложена на сетку с ячейкой 10х10 мм, что облегчает изготовление шаблона из картона в натуральную величину.

Работа над моделью ведется в последовательности, показанной на рисунках 1-6. Сначала из размятого бруска "Пластики" на листе фанеры раскатайте пластину толщиной 4-5 мм (см. рис. 1). Затем с помощью шаблона перенесите на нее контуры ладьи (рис. 2). И ножом, резаком или лезвием бритвы аккуратно вырежьте двустороннюю заготовку корпуса. На ней ребром металлической линейки (см. рис. 3) выдавите линии - они будут имитировать края досок.

Теперь края заготовки нужно прочно соединить, после чего, немного вытягивая и выгибая борта, придать корпусу выпуклую, соответствующую профилю обводов форму (см. рис. 4).

Маленькое отступление. Приступая к работе с "Пластикой", обязательно ознакомьтесь с инструкцией. Но как подсказывает мой опыт, кое в чем можно и отступить. Например, чтобы обеспечить хорошее качество стыкуемых соединений, ни в коем случае не смачивайте массу водой. К рукам и к дощечке, на которой ее раскатывают (лучше всего при помощи бутылки), она будет не так уж сильно прилипать, зато сами соединения получатся более прочными и не разойдутся при последующей проварке.

Под готовый корпус сшейте марлевый чехол - он поможет лучше сохранить корпус при погружении в кипящую воду, особенно в первые минуты, пока идет полимеризация. Точно так же полимеризуются и мелкие детали. Внимательный читатель и здесь обнаружит отступление от рекомендованной инструкцией последовательности. Погружение сразу в кипящую воду, на мой взгляд, не влияет на прочность изделия, а работу ускоряет.

Когда корпус модели остынет, его надо распилить вдоль осевой линии на две симметричные половины. Используя их как шаблоны, сначала выпилите, а потом проварите в кипятке килевую рамку с декоративными оконечностями носа и кормы. Готово? Тогда эпоксидным клеем соедините детали корпуса. Надфилем пропилите по бортам четыре прямоугольных отверстия (шпигаты) - сквозь них пропускаются весла.

Наружную поверхность модели покройте тонким слоем эпоксидного клея - лучше ляжет эмалевая краска. Подберите ее темно-коричневого цвета. Это придаст корпусу вид смоленой древесины. Краску наносите в 2-3 слоя.

На уровне шпигатов изнутри корпуса вклейте палубу - ее придется вырезать из картона. Для имитации дощатой поверхности на палубу наклейте полоски, вырезанные из плотной бумаги и окрашенные нитрокраской в желтый цвет.

Палубная надстройка - "чердак" - вырезается из картона, а носовая и кормовая вставки - из фанеры толщиной 3-4 мм. Детали стоек и ворота выстругиваются из сосновой рейки. Весла проще всего сделать из расщепленных соломинок или реек и картонных пластин, склеенных эпоксидным клеем. Мачта и рей - из кусочков реек, соломинок или камышинок. Высота мачты не более 150 мм, длина рея - 120 мм.

Парус вырезается из бумаги, тонкого батиста или шелка, желательно красного цвета. Можно сделать парус и полосатым.

Чтобы придать парусу выпуклость, как если бы его надувал ветер, ткань предварительно накрахмальте и высушите, растянув по углам в пяльцах и нагрузив центральную часть полиэтиленовым пакетиком с песком. Оснастка дополняется такелажем из черных толстых ниток, натянутых как показано на рисунке.

"Пластика" - материал тяжелый. Поэтому модель с толстой килевой рамкой и всеми надстройками может обойтись и без балласта. Однако для повышения остойчивости или устранения дифферента на один из бортов ладью лучше загрузить небольшим грузом, разместив его в трюме. Для этого внутри корпуса в стенке сверлятся глухие отверстия и в них плотно загоняются свинцовые дробинки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
• О технологии работы с этим новым материалом более подробно можно почитать в книге
А. Сомова "Рассказы о профессиях", вышедшей в Москве в 1987 г.

В. ШПАКОВСКИЙ


Источник информации: "ЮТ для умелых рук" № 5, 1989, 5-6 с.
OCR: aka Master

Web-design: VladS          2001-2007

 

Hosted by uCoz