Rambler's Top100
 "Музей на столе"         ( "ЮТ для умелых рук" 9, 1982 )


МОДЕЛЬ САМОСВАЛА КрАЗ-251


Этот автомобиль, как и его предшественник КрАЗ-256 БС, родился в стеках Кременчугского автомобильного завода имени 50-летия Советской Украины.

КрАЗ-251 — улучшенный вариант самосвала КрАЗ-256 БС: он обладает бОльшей грузоподъемностью (14 т вместо 12 т), и скорость его выше (75 км/ч вместо 65 км/ч). Внешний вид кабины и кузова тоже улучшены.



Предлагаем вам построить модель нового автомобиля-самосвала.

Приготовьте ножницы, шило, металлическую линейку, нож с острым концом, школьную готовальню, остро заточенный карандаш средней твердости, клей ПВА и БФ-2, пластмассовый треугольник (лучше прозрачный), школьные лекала, плоскогубцы, кальку и копировальную бумагу. Материал: чертежная бумага, картон, тонкая проволока, гвоздики, черная тушь, круглый деревянный стержень (или карандаш).

Изготовление модели начните с деталей рамы 13 автомобиля. Перечертите на картон и вырежьте правый лонжерон 13.1П и в зеркальном изображении перечертите левый лонжерон 13.1Л. Склейте лонжероны 13.1П и 13.1Л. Не забудьте перед склейкой сделать отверстия и вырезы для установки втулок и поперечин 13.2 и 13.3. Для модели потребуются разной длины бумажные втулки с внутренним диаметром, равным диаметру оси. Лучше их склеить заранее. Размеры заготовки 30х120 мм (10 шт.).

От склеенной заготовки-трубки отрежьте две детали длиной по 8 мм и вклейте в отверстия лонжеронов 13.1П и 13.1Л. Склейте поперечины 13.2, 13.3 и 13.4 и также вклейте их в лонжероны. Соберите раму 13.

Соберите балку переднего моста 19. Для этого от деревянного стержня или карандаша отрежьте две оси 19.1 длиной по 23 мм, а от заготовки-трубки — две втулки длиной по 20 мм, — это будущие поворотные цапфы 19.2. В цапфу 19.2 на глубину 8 мм вклейте ось 19.1 и просверлите отверстие, чтобы в него свободно проходил гвоздик-палец. Другой конец цапфы 19.2 смажьте изнутри клеем и сомните плоскогубцами. Из картона вырежьте две полоски шириной по 4 мм и длиной 70 мм. Согните каждую полоску вдвое и на концах просверлите отверстия для рычагов 19.3 поворотных цапф. Приклейте рычаги 19.3 к цапфам. Детали 19.4 поперечной балки изготовьте из картона, вклейте между ними опору 19.5. Вставьте в балку поворотные цапфы, рычаги 19.3 соедините тягой 19.6 и установите поворотные тяги 19.7. Балка 19 переднего моста готова, подклейте ее к раме 13.

Подвеска средних и задних сдвоенных колес — балансирная. В три отверстия каждого балансира 23.1 вклейте две втулки 23.4 и одну 23.5 длиной по 8 мм. Во втулки 23.4 вклейте оси колес длиной по 39 мм, а во втулки 23.5 — оси длиной по 16 мм. Далее приступайте к сборке колес.

Для каркаса передних, средних, задних и запасного колес заготовьте из картона тринадцать дисков 18.1, пять дисков 22.1 и четыре диска 31.1. На диске 18.1 и 22.1 наклейте свернутые кольцом картонные полоски 22.2 длиной по 139 мм, а на диски 31.1 — полоски 31.2 длиной по 132 мм. Из полосок чертежной бумаги шириной 9 мм и длиной 250 мм склейте цилиндры 22.5 и 22.6. Наружные цилиндры 22.6 приклейте к дискам 22.1. Теперь диски соедините попарно. Восемь дисков 18.1 соедините четырьмя полосками 22.3, свернутыми в кольцо, — получатся четыре каркаса внутренних, средних и задних колес 18. Пять дисков 18.1 и пять дисков 22.1 соедините попарно кольцом 22.3 — получатся каркасы внешних средних и задних колес 24 и 22 и запасного колеса 8. Также попарно соедините кольцом 31.3 диски 31.1 — образуются каркасы двух передних колес. Из чертежной бумаги заготовьте шины-покрышки: четыре детали 31.4 — для передних колес, восемнадцать деталей 22.4 — для спаренных средних и задних колес и запасного колеса. В каждой детали 22.4 и 31.4 сделайте по 48 прорезов снаружи и по 16 прорезов внутри.

Смажьте клеем торцы колец 31.2 и 22.2 и приклейте к ним покрышки 31.4 и 22.4. Дайте просохнуть клею. Далее приклейте наружные части покрышек 31.4 и 22.4 к кольцам 31.3 и 22.3, а внутренние — к деталям 31.1, 18.1, 22.6. Спарьте средние 24 и задние 22 колеса на втулке-ступице 22.7 (ее длина 30 мм). В передние колеса 31 вставьте втулку-ступицу длиной 14 мм, а в запасное колесо 8 — втулку-ступицу длиной 9 мм. Из картона вырежьте семь колец 22.12, пять из них наклейте на внутренние цилиндры 22.5, два — на передние колеса. Вставьте цилиндры 22.5 в наружные средние 24 и задние 22 колеса и запасное колесо 8. На втулки-ступицы колес 31, 22, 24, 8 наклейте вырезанные из картона детали 22.8, а на них детали 22.9. Установите колеса на оси переднего моста 19 и задней подвески 23. К торцам осей колес приклейте картонные детали 22.10, а на них деталь 22.11. Вырежьте из велосипедной камеры кольца шириной 9 мм и наденьте на колеса — для лучшего сцепления. Ходовая честь модели собрана.

Теперь заготовьте детали опрокидывающего устройства 41. Вырежьте из картона рамку 41.1 и четыре детали 41.2. Сделайте отверстия и наклейте детали 41.2 на рамку 41.1. Плунжер 41.4 изготовьте из стержня длиной 32 мм. Оберните плунжер 41.4 один раз полоской бумаги размером 32х80 мм и, смазав клеем оставшуюся часть, сверните цилиндр 41.5. Затем возьмите полоску шириной 32 мм и длиной 90 мм, оберните ею плунжер 41.5 и, так же смазав клеем оставшуюся часть, склейте плунжер 41.6. Заготовьте полоску шириной 32 мм, длиной 110 мм и склейте по цилиндру 41.6 плунжер 41.7. Далее из бумажной полоски шириной 36 мм и длиной 150 мм по цилиндру 41.7 склейте корпус 41.3 гидроцилиндра. К корпусу 41.3 от верхней кромки на расстоянии 10 мм установите перпендикулярно к оси цилиндра две втулки длиной по 5 мм. По внутренним диаметрам цилиндров 41.3, 41.5, 41.6, 41.7 вырежьте донышки из картона, вставьте их внутрь цилиндров и приклейте. Эти плунжеры должны свободно входить один в другой. Выталкивать их будут пружины, работающие на сжатие. Для этого из пружинной проволоки диаметром 0,3 мм сделайте пружинки диаметром 6 мм, длиной 30 мм и слегка растяните их. Головку 41.8 плунжера 41.4 изготовьте из втулки длиной 10 мм. На глубину 4 мм вставьте во втулку смазанный клеем плунжер 41.4. Дайте просохнуть клею. Затем смажьте клеем втулку с другой стороны (изнутри) и сомните конец плоскогубцами. Обработайте плоскость, как показано на чертеже, и просверлите отверстие для соединения головки 41.8 с опорой 41.9. Опору 41.9 вырежьте из картона. Корпус гидроцилиндра 41.3 установите на рамку 41.1 на осях длиной 6 мм, а рамку 41.1 — на поперечинах 13.3 на осях длиной 12 мм. В корпус гидроцилиндра 41.3 и плунжеры 41.5, 41.6, 41.7 опустите пружинки, соберите узел, последним установите плунжер 41.4 с головкой 41.8. Опрокидывающее устройство 41 готово.

Из бумаги склейте поддон 42.1 ограничительного каната, из проволоки согните три скобы 42.2. Установите поддон 42.1 на поперечину 13.3, две скобы 42.2 на поддон, третью же скобу на опору 41.9. Ограничительную нитку 42 одним концом завяжите за скобу на поддоне, другой конец перебросьте через скобу на опоре 41.9 и закрепите его на второй скобе поддона 42.1 так, чтобы плунжеры опрокидывающего устройства 41 поднимали кузов 9 примерно на угол 60°.

Из картона склейте стабилизирующую раму 12 и установите на раме 13. Далее заготовьте детали основания кузова модели 11.1П и 11.1Л, 11.2, 11.3. Склейте основание 11 и на шарнирах установите его на стабилизирующей раме 12. Шарниры можно подкрепить проволочными кольцами.

Кузов 9 — ковшового типа. Передний борт 9.1 перечертите на чертежную бумагу, прочертите шилом места изгибов, склейте нижнюю балку, установите поперечину 9.4, стойки 9.5 и ребра жесткости козырька (они склеены из двух деталей 9.6 и одной детали 9.7). К нижнему основанию переднего борта приклейте настил пола 9.3. Вырежьте борта 9.2Л и 9.2П кузова. На левый борт 9.2Л наклейте верхнее продольное ребро жесткости 9.8Л. Вычертите в зеркальном изображении деталь 9.8П и наклейте на правый боковой борт 9.2П. Левое и правое ребра жесткости 9.9 и 9.10 установите на боковых бортах. Заготовьте двенадцать вертикальных стоек 9.11 и установите их на левый и правый борта. Нижние ребра жесткости 9.12Л и 9.12П наклейте на боковые борта. Боковые борта приклейте к переднему борту с жестким козырьком и настилу пола кузова. Кузов в сборе установите на основание 11. Крючок-защелку кузова 9 сделайте сами и установите на стабилизирующей раме. Теперь можно приступать к сборке кабины. Соберите кабину 5. Вырежьте две поперечины 5.2, между ними установите ребра 5.3 и две детали 5.4. На заднюю поперечину 5.2 наклейте две детали 5.9 и расставьте уголки 5.5, 5.6, 5.7, 5.8. Каркас готов.

Перечертите левую 5.1Л и в зеркальном изображении правую 5.1П двери, с внутренней стороны их подклейте рамку 5.13 и стекло 5.14. Установите двери по бокам каркаса. Наклейте задние боковые стекла 5.15 и заднее стекло 5.16 на заднюю стенку 5.10, а потом саму стенку 5.10 — на каркас 5. Лобовое стекло 5.11 подклейте к рамке 5.12, в которой предварительно сделайте вырезы. Установите рамку на каркас. Следующий этап сборки — крыша 6 кабины.

Возьмите основание 6.1 крыши, установите детали 6.2, 6.4, 6.3, 6.6, 6.5. Сверху наклейте обшивку 6.7. Установите крышу 6 на кабину 5. Склейте капот 4.2, внутрь его вклейте декоративную пластинку 4.1 и ребро жесткости 4.4. На капот наклейте декоративную деталь 4.3. Приклейте капот 4 к кабине 5. Склейте правое крыло 3, состоящее из боковины 3.1, крыла 3.3 и декоративной пластинки 3.2. В зеркальном изображении вычертите и склейте левое крыло 3, на детали 3.2 наклейте подфарники 15. Наклейте крылья на капот 4. Далее соберите облицовку радиатора 2 и наклейте радиатор на капот 4. Оформите на радиаторе 2 декоративный буртик 1. Склейте бампер 16.1 и вклейте в ниши щитки 16.2 для фар. На щитки наклейте фары 17.1, 17.2 и установите номерной знак 20 на бампер. Укрепите кабину на раме 13. Соберите держатель 7 запасного колеса и приклейте его к площадке 7.1. Подъемник склейте из двух деталей 7.2, одной 7.3 и соедините с шарниром на площадке 7.1. Изготовьте две опоры 7.6 и установите на подъемнике и площадке. Плунжер 7.7 соберите из проволоки и бумаги, установите его на опоры 7.6. Две детали 7.9 согните из проволоки и прикрепите к держателю 7. Изготовьте и установите на свои места брызговики 10 и 14, фонари 36 и 37, буксирные крюки 21.

Вычертите и склейте две подножки 29, приклейте их на раму 13. Между подножкой 29 и крылом 3 приклейте передний брызговик 30. Кожух аккумуляторной батареи 28 состоит из крышки 28.1 и основания 28.2. Склейте два кожуха 28 и установите у рамы 13 на подножках 29. Брызговик двигателя 32 укрепите под бампером 16 и на балке переднего моста 19. Передний указатель поворота 33 установите на крыльях 3. Топливный бак 25 состоит из цилиндра 25.1, двух боковых оснований 25.2, горловины 25.3, крышки 25.4 и кронштейна 25.5. Воздушный баллон 26 укрепите на раме 13, а емкость 27 на площадке 7.1. Габаритный ограничитель 34 изготовьте из проволоки и установите на крыльях 3. Зеркало заднего вида 35 приклейте к дверям 5.1. Задний номерной знак 38 установите на поперечине 13.2 рамы, а рядом буксирный прибор 39. Гидробак 40 склейте из деталей 40.1, 40.2, двух деталей 40.3, горловины 40.4 и крышки 40.5 и приклейте к раме 13.

На задней балансирной подвеске колес установите микроэлектродвигатель. На ось его наденьте резиновый маховичок. Двигатель маховичком должен касаться внутреннего заднего колеса. Три батарейки от карманного фонаря уложите в кузове.

Модель готового автомобиля покрасьте темперой.

В. КОСТЫЧЕВ,
Рисунки автора


Источник: "ЮТ для умелых рук" 9, 1982, 2-9 с.
OCR: MasterRU
Web-design: VladS          2001-2011

 

Hosted by uCoz