Rambler's Top100
 "Музей на столе"         ( "ЮТ для умелых рук" 6, 1980, 2-4 c. )    


ВЕЗДЕХОД ЛУАЗ-969М

"Волынь" - так называется автомобиль, выпускаемый Луцким автозаводом. Высокая проходимость, прекрасная маневренность - основные качества этого маленького вездехода.
Первая серийная модель "Волыни" - ЛуАЗ-969А появилась на дорогах нашей страны в 1975 году, а в прошлом году завод приступил к выпуску нового, усовершенствованного вездехода - ЛуАЗ-969М.

Модель его в масштабе 1:20 мы и предлагаем вам построить.

Прежде чем приступить к работе, внимательно разберитесь в чертежах, подсчитайте, сколько тех или иных деталей вам нужно будет заготовить. Чертежи модели выполнены в натуральную величину, поэтому вам нетрудно будет определить все размеры. Большинство деталей "Волыни" выпилены из дерева, фанеры и тонких дощечек. Но потребуются и другие материалы. Итак, обо всем по порядку.

Сначала изготовьте те детали, которые выпиливаются из фанеры. 24 и 27 - из миллиметровой, а 5, 6, 9, 14, 17, 21-23, 29, 32, 40 - из трехмиллиметровой. Детали 15, 36, 37, 38 выпилите из дощечки толщиной 6 мм, а детали 16, 30, 39 - из дощечки толщиной 10 мм. Не откладывая в долгий ящик, сразу же ножом и напильником придайте им форму, показанную на чертежах. Вырежьте подфарники 10 из мягкой древесины, а деталь 28 из круглого карандаша. Изготовленные детали обработайте наждачной бумагой.

Из полумиллиметрового картона вырежьте детали 1, 2, 8, 13, 18, 20, 33, а из миллиметрового - детали 11, 34, 35. Детали 7, 12, 19 выгните из скрепок, а детали 4 - из стальной проволоки ф 1,5 мм. Из этой же проволоки или из велосипедной спицы изготовьте деталь 26.Трубки 31 сделайте из пустого стержня от шариковой ручки, а детали 25 - из листового алюминия толщиной 1 мм или кровельного железа. Тент 3 сшейте из темно-серой ткани или коленкора либо склейте из тонкого картона. Клеммы и контакты выключателя вырежьте из белой жести.

Подготовив все детали, приступайте к сборке модели. Начинайте с ходовой части.

К раме 29 снизу прибейте мелкими гвоздями кронштейны 25, а сверху приклейте стойки 21 со вставленными в них отрезками 31 трубки. Теперь из цилиндра 28 и дисков 27 склейте шкив, наденьте на него резиновый пассик (кольцо от воздушного шарика) и установите шкив в переднем отверстии рамы. Между шкивом и трубками 31 проложите шайбы, потом через шкив и трубки пропустите валик 26 и наденьте на его концы отрезки велосипедного ниппеля.

Колеса склейте из колец 23 и диска 24. С наружной стороны диска прикрепите колпаки 22. Для крепления колес подберите небольшие винты, гайки и шайбы.

Наденьте колеса на винты, подложив с наружной стороны шайбы, а с внутренней бусинки, и закрепите их на кронштейнах гайками.

Устанавливая колеса, следите, чтобы они свободно вращались на винтах. Запасное же колесо, которое одновременно служит и ручкой выключателя, наоборот, насаживается на винт плотно. И еще один совет: отрезки ниппеля, надетые на концы валика 26, должны плотно прилегать к колесам.

В прямоугольное отверстие рамы вставьте микроэлектродвигатель, например, ДП-10, и закрепите его жестяным хомутом. На вал двигателя насадите небольшой шкив, соедините его с ведомым шкивом пассиком. Так собирается передняя подвеска и привод на передние колеса. Задние колеса, свободно вращающиеся, крепятся на раме так же, как передние.

Теперь сверху прикрепите к раме стойки 14, задние 13 и передние подкрылки 20, снизу - картер двигателя 30 и бензобак 15. Ходовая часть готова, переходите к сборке кузова.

К внутренней поверхности заднего борта 9 мелкими гвоздями прибейте клеммы и неподвижный контакт выключателя (см. "Схему с6орки"). Затем в заднем борту просверлите отверстие и вставьте

в него винт с запасным колесом, предварительно подложив шайбу-бусинку. На конец винта навинтите гайку, насадите подвижный контакт выключателя и закрепите его гайкой. Поворачивая колесо, вы сможете включать и выключать двигатель.

Приклейте к раме задний борт 9, брусок 16 и перегородку 17, проводами соедините клемму и контакт выключателя с двигателем. Между задним бортом и перегородкой вставьте батарею ЗЗЗ6Л.

Проверьте работу выключателя и проведите ходовые испытания. Если ваша модель будет двигаться не вперед, а назад, поменяйте местами концы проводов, соединяющих батарею с двигателем. С остальными операциями сборки кузова, надеемся, вы легко справитесь. Поясним лишь отдельные моменты. К внутренним поверхностям бортов 6 подклейте детали 32, а к внешним - ребра жесткости 8 (по семь на каждый борт).

Нижние части ветрового стекла 40 и рам боковых дверей 5 срежьте под углом, чтобы можно было закрепить детали с соответствующим наклоном (см. виды сбоку и сверху). Затем "застеклите" все окна, подклеив с внутренней стороны прозрачную пленку. На фары тоже наклейте пленку, но уже подложив под нее фольгу.

В местах крепления металлических деталей 4, 7, 12, 19 сделайте шилом проколы. Тент (на чертежах он условно показан штриховой линией) сделайте съемным -удобнее будет менять батарею.

Если вы хотите, чтобы модель выполняла команды "Вперед", "Назад" и "Стоп", добавьте к ней дистанционное управление. Разместите батарею с переключателем в выносном пульте и соедините его двумя проводами с двигателем (см. "Схему дистанционного управления"). Двигатель можно оставить на старом месте, а можно закрепить в задней части кузова и сделать ведущими задние колеса. Тогда в кузове вы сможете установить два сиденья, сделать рулевое колесо и панель приборов.

Модель окрасьте, а потом шариковой ручкой с черной пастой нарисуйте на правом и левом бортах двери и открывающуюся часть заднего борта. Можете также дополнять модель различные мелкими деталями: стеклоочистителями номерными знаками, зеркалом задней вида.

П. и Е. ЧЕРНОВЫ, г. Новочеркасск
Рисунки авторов


Источник: "ЮТ для умелых рук" 6, 1980, 2-4 с.
OCR: aka Master
Web-design: VladS          2001-2007

 

Hosted by uCoz