Rambler's Top100
 "Музей на столе"       ( "ЮТ для умелых рук" 1, 1974, 2-3 c. )


Папирусная лодка "РА"

"РА" — значит солнце. Это слово одинаково переводится на язык инков (нынешнее Перу) и на древнеегипетский язык. Кроме того, известный норвежский исследователь Тур Хейердал заметил и другое - удивительное сходство рыбацких папирусных лодок с загнутой кормой и форштевнем в Южной Америке с лодками в Центральной Африке.

Каким образом мастерство древних египтян передалось инкам через океан? Кто первым достиг берегов Америки? Эта Мысль волновала норвежского ученого.

На памятниках Древнего Египта: плитах гробниц, фресках, наскальных рисунках - везде можно увидеть изображения папирусных лодок - важнейшего средства морского и речного судоходства при фараонах. А по углам пирамиды Хеопса при раскопках были найдены ладьи 43 м длиной. Конструкцию построения можно было прочесть, и Тур Хейердал принял «безрассудное» решение - проплыть на папирусной лодке от берегов Марокко через океан до берегов Южной Америки. Собрав интернациональную команду из 6 человек: русского, уроженца Чада, мексиканца, египтянина, американца и итальянца, - Хейердал в 1968 году на папирусной лодке отправился из древнего порта Сафи в головокружительное путешествие. Но как современному человеку, да еще непрофессионалу, ему оказалось трудно понять тонкости конструкции древних, и он допустил непоправимую ошибку. На фресках было ясно видно, что от загнутых концов кормы и форштевня идут веревочные связи к днищу. «Но зачем они, - думал Хейердал, - когда завиток из папируса и так отлично сохраняет свою форму?» И во время плавания из-за неудобства эта связь была ликвидирована, за что «Ра-1» потом и поплатилась.

Значение веревки было не в том, чтобы тянуть завиток кормы вниз, а в том, чтобы подтягивать кормовую палубу вверх. Высокий ахтерштевень в форме арфы играл роль пружины с мощной струной, которая держала свободно качающуюся корму точно так же, как ванты и штанги мачты держали остальную часть лодки. Передней части придавала жесткость двойная мачта с параллельными вантами, а задняя свободно покачивалась, всегда возвращаясь на место благодаря тетиве, привязанной к пружинящему завитку над кормой, - гениальный конструктор составил его как бы из двух сочлененных частей.

Эта ошибка была учтена при постройке «Ра-2», на которой Тур Хейердал со своей командой свободно пересек океан и достиг берегов Южной Америки.

Папирус - это высокое (до 3 м) травянистое растение из семейства осоковых. Его стебли связывали в снопы, а из снопов собирали лодку. Такая лодка при любых штормах сохраняла отличную плавучесть: вода уходила через тысячу щелей в днище, а загнутые концы позволяли лодке свободно перекатываться с волны на волну.

Концы двойной мачты опирались на прочные деревянные пяты, которые крепко связывались с папирусными бортами. Толстая веревка соединяла верхушку двойной мачты с форштевнем, а боковые ванты - с задней частью судна. К мачте крепился парус 8 м в высоту и 7 м в ширину по верхней рее; книзу, как у древних египтян, он сужался до 5 м, то есть до ширины самой лодки.

Особый интерес представляет собой система весел - рулевое управление. Это спаренные весла длиной по 8 м, с большими плоскостями лопастей. Они опирались в нижней части на лежащее поперек кормы тонкое бревно. А в 4 м выше находилась вторая точка опоры - поперечный брус, соединяющий два весла на веревочных петлях. Дальше привязывались поперек рукоятки из крепкого дерева своего рода румпели, которые соединялись между собой шестом, висящим горизонтально. Толкая шест с середины в сторону, весла вместе поворачиваются вокруг продольной оси, как будто параллельные рули.

На чертеже показаны основные узлы и выкройка лодки.
Пользуясь ими, вы можете сделать «папирусную» ладью из бумаги - плотного ватмана.

Штрихпунктирная линия - это линия сгиба, и, чтобы она получилась ровной и жесткой, слегка надрежьте ее. Элементы мачты и парусная рея легко получаются при накручивании бумаги на тонкий жесткий стержень. Модель лодки вполне плавуча и сохраняет устойчивость при волнении. Пользуясь системой весел как рулями, вы можете задавать ей нужное направление. Парусом может быть и ватман и полотно, главное, чтобы парусная рея была прикреплена к мачте подвижно, тогда модель будет свободно подчиняться ветру. Для устойчивости загрузите лодку небольшими грузиками.

Ю. ИВАНОВ


Источник: "ЮТ для умелых рук" 1, 1974, 2-3 с.
OCR: aka Master
Web-design: VladS          2001-2007

 

Hosted by uCoz